Бетонные покрытия трамвайных путей
Расположение трамвайных путей на улицах города определяется общими условиями городской планировки, назначением и категорией улицы, характером ее застройки, размещением подземных коммуникаций и степенью благоустройства. Трамвайные пути могут располагаться на совмещенном дорожном полотне, т. е. в одном уровне с проезжей частью улицы. Этот вариант размещения пути, как правило, предусматривает наличие дорожного покрытия и пропуск по трамвайному полотну безрельсового автомобильного транспорта. Также пути могут располагаться и на обособленном полотне, отделенном от проезжей части разделительной полосой, бортовым камнем, подпорной стенкой.
Дорожные и специальные покрытия рельсовых путей в соответствии с задачами, которые они выполняют, должны быть достаточно прочными и износостойкими, должны обеспечивать необходимое сцепление для колес безрельсовых экипажей, отвечать требованиям благоустройства. Кроме этого, очень важно обеспечить ремонтопригодность, технологичность конструкции дорожного покрытия, возможность применения машин и механизмов при строительстве и эксплуатации, наконец, сравнительную экономичность его применения. Особенно интенсивно нарушается покрытие в зоне непосредственного контакта с рельсом. Постоянные вертикальные перемещения рельса под нагрузкой, продольный уклон, боковые отжатия, вибрация при проходе транспорта и другие факторы неизбежно приводят к разрушениям покрытия. Кроме того, сама мощность слоя покрытия, ограниченная высотой рельса, будет меньше, чем это требуется типовыми конструкциями уличной проезжей части. Дорожное покрытие в пределах стрелочных переводов будет еще менее долговечным. Все это необходимо учитывать при выборе вида дорожного покрытия для рельсовых путей.
Таким образом в качестве дорожного покрытия с трамвайными путями хорошо зарекомендовал себя такой материал как бетон. Бетон как правило в качестве основного материала таких покрытий может быть представлен в виде бетонных и железобетонных плит при выполнении сборных покрытий либо же непосредственно в виде монолитного цементобетонного покрытия.
При строительстве или реконструкции уличных дорожных покрытий со встроенными в них необособленными от проезжей части трамвайными путями применяются плиты покрытия трамвайных путей сборные. Сборное железобетонное покрытие трамвайных путей состоит из путевых межпутных (межрельсовых) плит, и обочинных (боковых) железобетонных плит, уложенные встык торцевыми гранями, имеющих скосы на нижних частях боковых граней, и уплотняющие средства. Укладываются данные конструкции на подготовку, затем происходит укладка плит стык в стык и завершающим этапом идет уплотнение зазоров. Такие плиты как правило изготавливаются по технологии двойного вибропрессования из бетона классом по прочности не ниже В 30 , показателем морозостойкостью не ниже F 200 .
Они прочны, способны выдерживать длительные и кратковременные нагрузки в течение всего срока эксплуатации трамвайных линий, предназначенных для движения обычных и скоростных трамваев. Стандартная прямоугольная форма отличается точностью габаритных параметров, отсутствием скосов и простотой монтажа.
Следует отметить, что на участках пути с тяжелыми условиями эксплуатации применение дорожных покрытий из железобетонных плит не допускается. Наиболее широко в настоящее время применяются сплошные покрытия (иногда их называют бесшовными). Так к бесшовным можно отнести монолитное цементобетонное покрытие.
Наиболее близкой к заявленному техническому решению является конструкция трамвайного пути на бетонном основании, содержащая два рельса, образующих колею, связи, фиксирующие ширину колеи, и монолитное бетонное покрытие, выполненное в одном уровне с поверхностями катания головок рельсов и верхом уличной дорожной одежды. Шпалы отсутствуют. Заменяющие их связи, обеспечивающие взаимное положение рельсов в колее относительно друг друга, выполнены в виде путевых тяг. Для установки тяг на всем протяжении пути в шейках рельсов просверлены горизонтальные отверстия. Сплошное покрытие имеет ряд бесспорных преимуществ. Процесс укладки бетона может быть почти полностью механизирован, а цементобетонное покрытие обеспечивает вполне удовлетворительный поверхностный водоотвод, однотипность проезжей части улицы по всему поперечнику.
Трамвайный путь на бетонном основании содержит два рельса , образующих колею , и монолитное бетонное покрытие , выполненное в одном уровне с поверхностями катания головок рельсов. На бетонное основание опираются подушки с закладными болтами для крепления на них рельсов клеммами . Каждую пару подушек, расположенных по разные стороны колеи непосредственно напротив друг друга, связывают арматурные стержни, которые выходят за пределы подушек в обе стороны на длину на столько, на сколько это необходимо для связи пути с примыкающими к нему участками проезжей части уличной дорожной одежды.